Юзабилити-тестирование — это проверка удобства взаимодействия пользователей с сайтом, программой или приложением. Позволяет выявить недостатки в интерфейсе и получить оценку со стороны целевой аудитории.
Юзабилити-тестирование ещё называют UX-тестированием (от англ. User Experience — «пользовательский опыт»), то есть предметом исследования являются пользователи и их путь к целевому действию.
💡 Как придумать эффективный Call-To-Action, рассказываем в статье Что такое CTA
Почти всегда UX проводят вместе с UI-тестированием (от англ. User Interface — «пользовательский интерфейс»), где измеряют привлекательность и понятность дизайна.
ВкусВилл предлагает оценить функционал приложения через своего ТГ-бота
Почему важно проводить юзабилити-тестирование
UX/UI-тестирование позволяет создавать удобные и красивые интерфейсы. Тестирование направлено на то, чтобы улучшить различные аспекты взаимодействия пользователя с продуктом, такие как:
Проработать навигацию и структуру
Юзабилити-тестирование помогает выявить сложности в поиске необходимых разделов или страниц, а также позволяет понять, как лучше структурировать эти элементы.
ВкусВилл проводит ЮТ-исследование новой фичи
Улучшить визуальное оформление
Тестирование поможет обнаружить плохо читаемый текст, путаницу в цветах, или перегруженный интерфейс.
Сеть магазинов «Магнит» предлагает протестировать интерфейс будущего счётчика расходов и бонусов
Проверить функциональность
Если функциональные элементы продукта не работают так, как ожидают пользователи, они могут запутаться при выполнении целевого действия. Например, когда кнопка «Оформить заказ» неактивна или её функция не ясна.
Увеличить скорость и производительность
Тестирование выявляет проблемы с загрузкой страниц или выполнением операций.
Проверить на мобильную совместимость
Позволяет выявить трудности при доступе к продукту с мобильных телефонов или планшетов.
Выяснить уровень понимания контента
Неясное или запутанное изложение информации может привести к тому, что пользователи не смогут понять, как выполнить целевое действие.
💡 Юзабилити-тестирования помогают построить более гладкий путь пользователя. Вот статья про Customer Journey Map
При тестировании мы видим живую реакцию пользователя и быстро определяем слабые места в продукте. Устранение проблем, в свою очередь, позволяет сделать интуитивно-понятный продукт, простой и удобный в использовании.
В чём помогают исследования:
✅ найти проблемы интерфейса;
✅ выявить и описать потребности пользователей;
✅ правильно сформулировать бизнес-требования;
✅ проверить эргономику решения.
Основные этапы юзабилити-тестирования
1. Определить цели
Причины тестирования могут быть разные и касаться разных направлений, например:
— пользователи часто пишут в поддержку и ругаются, что не могут ввести данные карты и оплатить покупку;
— на каком-то этапе воронки продаж видим, что пользователи начинают отваливаться;
— хотим сделать редизайн страницы.
Для начала нужно определить метрики, которые хотим улучшить. Определяем, какие аспекты продукта или интерфейса требуют оценки.
2. Определить план тестирования и выбор инструментов
Разрабатываем план тестирования с подробным описанием процесса тестирования, критериями оценки успешности и конкретными задачами, которые будут выполняться участниками. Также определяем ресурсы и инструменты для проведения тестирования.
Это может быть
✅ выбор программного обеспечения для теста, записи сеансов пользователей,
✅ айтрекинг (от англ. eye tracking — «отслеживание глаз», — технология отслеживания взгляда пользователя),
✅ инструменты веб-аналитики,
✅ тестирование онлайн или офлайн.
4. Выбрать респондентов
Критически важным этапом является выбор подходящих респондентов для тестирования. Респонденты должны быть представителями целевой аудитории продукта. Их профиль и характеристики должны соответствовать тем пользователям, для которых разрабатывается продукт. Это поможет получить релевантные и ценные данные.
Поп-ап в панели Марквиз с предложением поучаствовать в тестировании Marquiz Pages
Чтобы проводить тестирования именно с теми, кто пользуется сервисом, на этапе подбора поможет анкетирование. В квизе есть ветвление в зависимости от ответов, и можно сразу отсечь нерелевантных респондентов.
Можно использовать квиз как скрининговую анкету
5. Провести тестирование и проанализировать результаты
На этом этапе проводим тестирование. Респонденты выполняют задачи, взаимодействуют с продуктом, а все процессы записываются и анализируются.
☝ Читайте про методику, которая помогает изучить продукт с точки зрения востребованности у пользователя в статье Что такое CustDev и как провести исследование
6. Внедрить изменения после юзабилити-тестирования
Исходя из результатов тестирования, разработчики и дизайнеры вносят необходимые изменения в продукт с целью улучшения его юзабилити. Например, это может быть пересмотр дизайна интерфейса, оптимизация навигации, улучшение производительности. Внедрение изменений должно быть целенаправленным и ориентированным на улучшение опыта пользователей.
Какое оборудование необходимо для проведения юзабилити-тестирования
UX-тесты не должны быть дорогими. Важно быстро провести нескольких итераций тестирования, чтобы выявить критические ошибки и отработать их.
Вот базовое оборудование, которое может потребоваться для проведения юзабилити-тестирования:
✓ компьютер, планшет, смартфон для респондентов
✓ камера для записи действий респондентов и их выражений лица
✓ микрофон
✓ eye-tracking оборудование
✓ оборудование для записи экрана
✓ аудиозаписывающее оборудование
✓ оборудование для записи данных и аналитики
✓ компьютер или сервер для хранения и анализа данных, а также программное обеспечение для обработки и визуализации результатов юзабилити-тестирования
✓ программное обеспечение для проведения тестирования
✓ помещение для проведения теста, если тест будет проводиться не в онлайне
Инструменты
Обычно юзабилити-тестирование оформляют в Фигме.
Фрагмент UT при разработке новой фичи конструктора Марквиз
Есть специальные программы для онлайн юзабилити-тестирования и дальнейшей аналитики результатов.
Собрали всё в одну таблицу:
Чек-лист тестирования UX
Юзабилити-тестирование стоит проводить до передачи продукта в разработку, лучшее время — после завершения работы над дизайном.
Итак, чек-лист тестирования может быть примерно такой:
🆗 Определяем проблемы
К примеру, у нас отваливаются клиенты на каком-то этапе воронки продаж. Проблема должна быть существенной, например, ситуация часто повторяется, сильно влияет на бизнес-показатели.
🆗 Формируем гипотезу
Для решения проблемы формулируем гипотезу. Например, «У нас отваливаются клиенты на этапе заполнения формы обратной связи. Если сделать форму более понятной, клиенты перестанут отваливаться».
🆗 Определяем цели исследования
Например, нам нужно выяснить, как пользователи оценивают функционал продукта, и определить основные проблемы с восприятием.
🆗 Определяем метрики, какие будем замерять
В нашем случае, это количество отказов на этапе заполнения формы обратной связи.
🆗 Определяем методы сбора данных
Это может быть:
— наблюдение за пользователем, метод «Мысли вслух», когда пользователь проговаривает свои действия и комментирует всё вслух,
— исследование с активным взаимодействием пользователя и модератора, или ретроспектива, когда сначала пользователь всё делает самостоятельно, а затем модератор разбирает ситуацию с пользователем и получает от него комментарии.
🆗 Определяем состав группы тестирования
Пожалуй, лучший состав интервьюеров — дизайнер + исследователь, или дизайнеры уровня middle и выше. Так тестирование будет проходить гораздо быстрее и эффективнее.
🆗 Определяем участников тестирования
Пишем профили пользователей, подходящих для рекрутинга. Тут важно прописать не только социально-демографические характеристики целевой аудитории, но и потребности, которые пользователь может закрыть с помощью нашего продукта.
Например, наши респонденты — мужчины и женщины от 25 до 50 лет, с доходом выше среднего, хотят сделать заявку быстро.
🆗 Формируем вопросы для респондентов
Вопросы должны быть однозначными, понятными клиенту, и чтобы проверяли нашу гипотезу.
Например входные вопросы могут быть такие:
— Расскажите, как вас зовут, сколько вам лет, как обычно делаете покупки в интернете? Как часто?
И вопросы в ходе исследования:
— Что видите перед собой? О чём сейчас думаете? Что чувствуете? Что тут можно сделать? Что хотите сделать?
🆗 Составляем план проведения теста
Ставим дату исследования, место проведения исследования: лаборатория, переговорные, онлайн. Прописываем предмет исследования, цели, группы тестирования и профили респондентов.
🆗 Проводим тест, фиксируем результаты
🆗 Оцениваем результаты, формируем решение
Юзабилити-тесты играют важную роль в разработке квизов, поскольку позволяет нам создавать максимально удобные и интуитивно понятные опросы.
Мы постоянно проводим этот вид тестирования, чтобы убедиться, что конструктор квизов Марквиз удобен и понятен для пользователей.
💡 Предлагаем скачать наш шаблон ЮТ, на примере тестирования пользователей, когда мы внедряли калькулятор в квизе, это была основательная работа, зато теперь — одна из самых популярных и любимых фич. Шаблон в Notion, можете скопировать его себе, даже если нет аккаунта в программе
Как квизы помогают улучшать UX
Квиз может стать хорошим помощником в проведении юзабилити-тестирования, например:
✅ как скрининговая анкета;
✅ как тест на понятность и актуальность интерфейса, если добавить скриншотами фрагменты и попросить их охарактеризовать;
✅ как исследование собственной аудитории для улучшения сайта или продукта.
Попробуйте собрать квиз в панели Марквиз и посмотрите, как он работает.