Массмаркет — это сегмент рынка, где предлагают товары и услуги массового потребления.
Представьте себе обычную футболку из Zara: у неё большие тиражи, она сто́ит недорого, доступна почти во всех магазинах города. Эта футболка из массмаркета. Благодаря оптимизации и массовому производству, компании делают цены подобных товаров доступными для большинства.
В статье посмотрим, чем отличается масс-сегмент от мидл-сегмента, какие есть маркетинговые стратегии продвижения и как локальному бренду конкурировать с сетевиками.
Массмаркет — что это такое, что и кому продаёт
До массмаркета все товары изготавливались вручную или в мелких мастерских: портные шили одежду, столяры делали мебель, а гончары — посуду. Торговля велась на ярмарках и у дверей домов, ассортимент был ограничен, а цена зависела от договорённостей.
По‑настоящему массовое производство возникло в начале 20 века. Это связано с именем Генри Форда. Именно он первым внедрил массовое конвейерное производство.
Основные характеристики массмаркета на примере бутилированной воды:
Доступная цена. Бутилированная вода стоит недорого, чтобы быть по карману большинству покупателей. Пластиковая бутылка вместо стеклянной тары, классическая форма бутылки вместо дизайнерской и нет акцента на источник сырья. Масс-бренды максимально нацелены на снижение затрат по локации производства и логистике.
Массовое производство. Чтобы снизить себестоимость единицы продукции, компания оптимизирует и автоматизирует производство.
Универсальность. Товары масс-маркета удовлетворяют потребности большинства, поэтому их делают максимально нейтральными.

Разница между массовым сегментом бутилированной воды и средним, мидл-сегментом. И там, и там — газированная вода
В массмаркете существенную долю занимают FMCG-компании (Fast Moving Consumer Goods Companies). Это компании, которые производят и продают товары повседневного спроса с быстрым оборотом: продукты питания, напитки, товары личной гигиены, бытовую химию.
Основные черты FMCG‑компаний:
- Высокий оборот и небольшая наценка. Товары таких компаний быстро продаются, прибыль с единицы продукции при этом невелика.
- Широкая дистрибуция. Товары представлены практически в каждом магазине.
- Акцент на маркетинг и бренд. Товары широко рекламируются по телевидению. Они знакомы большинству.
Крупные российские FMCG-компании — это «Магнит», «Пятёрочка», “Fix Price”.
Преимущества и недостатки массмаркета
Топ-10 мировых и российских массмаркет-брендов 2025
Зарубежные по версии Brand Finance за 2024 год по выручке:
Coca-Cola — $61,2 млрд
Ведущий производитель безалкогольных напитков, который представлен в более чем 200 странах мира.
McDonald's — $53 млрд
Мировая сеть ресторанов быстрого питания, которая предлагает доступные блюда и напитки.
Nike — $34,8 млрд
Мировой лидер в спортивной одежде и обуви.
Nestlé — $19,4 млрд
Крупнейшая в мире компания по производству продуктов питания и напитков, среди которых детское питание, кофе и молочные продукты.
H&M — $19,2 млрд
Шведский гигант, который предлагает модную одежду по доступным ценам.
Пять популярных российских массмаркет-брендов по версии Халва Медиа по выручке:
Kari. Выручка за 2024 год — 96,1 млрд рублей.
Лидер российского обувного рынка.
Gloria Jeans. Выручка за 2023 год составила 78 млрд рублей.
По объёму оборота сеть магазинов одежды Gloria Jeans уверенно входит в топ-10 крупнейших производителей одежды на отечественном рынке.
Sokolov. Выручка за 2023 год — 68,1 млрд рублей.
Один из главных производителей украшений в России, СНГ, Европе и Азии.
Faberlic. Выручка за 2021 год составила около 30 млрд рублей.
Один из ведущих производителей недорогой косметики на российском рынке.
Tess. Выручка за 2022 год — 5,4 млрд рублей.
Одна из крупнейших российских масс-маркет компаний среди тех, кто специализируется в области чайной продукции.
Массмаркет и мидл-сегмент: ключевые отличия
Мидл-сегмент (от английского middle, средний) — это товары и услуги, которые нацелены на более состоятельных потребителей, чем в массмаркете. Если в последнем основной упор идет на доступность и массовость, то в мидл-сегменте — на качество, дизайн и уникальность.

Сравнение цены и внешнего вида увлажняющего крема от массмаркет-бренда и мидл-бренда
Маркетинговые стратегии, работающие в массмаркете и в мидл-сегменте
Маркетинговая стратегия — это общий план действий компании, который помогает понять, как привлекать потребителей и конвертировать их в клиентов.
- Стратегия дифференциации. Компания создает уникальное предложение, которое выделяет её на фоне конкурентов. Эта стратегия особенно эффективна в мидл-сегменте, где потребители ожидают, что продукт компании будет дополнен чем-то уникальным: необычным дизайном, новыми функциями или персональным сервисом.

В 2018 году компания Crocs представила модель обуви с запоминающимся дизайном, который был вдохновлен мультфильмом «Шрек». Покупатели были в восторге
Стратегия низких издержек. Компания минимизирует затраты: автоматизирует производство, оптимизирует закупки, максимально упрощает дизайн. В результате, она способна предложить потребителям более низкие цены по сравнению с конкурентами.

Марка «Каждый день» принадлежит сети супермаркетов «Ашан». Компания оптимизировала закупки, упростила дизайн, и тем самым сделала цены доступными
Стратегия привлечения новых клиентов. Компания старается расширить клиентскую базу. Например, проводит рекламные кампании, делает скидку на первый заказ, предлагает бесплатный пробный период.
.jpg)
Продавать масс-продукцию выгоднее, когда заказ оптовый или в наборе. Каким мог бы быть квиз на сайте компании «Чистая линия»
- Стратегия удержания клиентов. Компания старается увеличить лояльность существующих клиентов и повысить шансы повторных продаж. Например, с помощью программы лояльности компания отправляет персональные предложения тем, кто уже воспользовался её услугами.

Сеть магазинов одежды Gloria Jeans возвращает покупателям часть стоимости на карту лояльности
- Стратегия сегментации. Компания анализирует рынок и выделяет среди потребителей группы со схожими потребностями. Для этого она проводит интервью по методу Jobs to be Done и ищет новые сегменты и работы, с которыми может помочь её продукт.
💡 Подробнее о методе Jobs to be Done в статье Марквиза
- Стратегия контент-маркетинга. Компания создаёт и продвигает полезный контент для привлечения и удержания аудитории: например, статьи, видеоролики или вебинары. Создавать такой контент — дорого, поэтому стратегия эффективнее в мидл-сегменте, так как более платёжеспособные потребители чаще готовы тратить время на изучение продукта.

Блог на сайте мидл-бренда одежды Daisyknit
Как конкурировать с массмаркетом локальному бизнесу сегодня и нужно ли это делать?
Локальному бизнесу трудно конкурировать с массмаркетом: ограниченный бюджет не позволяет тягаться с крупными игроками, а незнакомый бренд не вызывает столько доверия у покупателей, сколько уже раскрученные и известные бренды.
Локальному бизнесу эффективнее делать акцент на том, чего не может предложить массмаркет. Например, делать акцент на индивидуальном подходе, знать особенности своей ниши и общаться с местными сообществами.
Если небольшая компания планирует выйти за рамки местного рынка, это потребует серьёзных инвестиций. Например, придётся создавать и адаптировать сайты под языковые, культурные и юридические особенности тех стран, куда компания планирует расширяться.
💡 Выходить на уровень массмаркета совсем необязательно. Например, мастерская ГОР из Ставрополя, где шьют кастомные толстовки и худи, не планирует расширяться, а идёт в сложность. Узнайте, как эта компания привлекает себе клиентов через квизы, статья в журнале «Бизнес-Секреты»
Стоит ли локальному бизнесу пытаться соперничать с массмаркетом? Локальному бизнесу не всегда выгодно бороться за массовый рынок. Если цель — отхватить часть существующего рынка, то конкурировать можно, но только в той нише, где продукт или услуга предлагают что-то новое и уникальное.
Для локального бизнеса индивидуальный подход и персонализация товаров — конкурентное преимущество. В массмаркете крупным корпорациям часто недостает гибкости, инноваций и индивидуальности. Именно этим локальные бренды на массмаркете и могут заинтересовать клиентов.
💡 Для клиентов кастомизация — это шанс получить продукт «не как у всех». В блоге Марквиз есть статья про кастомизацию и её важность для бизнеса
Выводы
Компании массмаркета предлагать товары по доступной цене широкому кругу потребителей. Их ключевые особенности — массовый оборот, оптимизация производства и широкая дистрибуция. Всё это позволяет сделать цену товаров привлекательной для большинства покупателей.
Крупные компании из-за своих масштабов часто лишены гибкости и персонализированного подхода. Именно на это стоит обращать внимание локальным брендам, если они захотят поконкурировать в массмаркете.
Как локальному бизнесу выживать в условиях высокой конкуренции:
— создавать уникальные акции и кросс-промо;
— организовывать и развивать сообщества;
— применять индивидуальный подход.
💡 Работать с клиентами более персонально помогает маркетинговый квиз. Собрать и запустить первый квиз можно уже сегодня и привлечь первых клиентов на бесплатном тарифе.