Бриф — это документ, который помогает исполнителю понять задачи, цели и ожидания клиента.
Брифование — важная часть менеджерской работы, но многие клиенты не хотят заполнять бриф. Как правило, бриф для клиента представляет собой три-четыре страницы с вопросами разной сложности и отнимает много времени.
В статье мы расскажем, как превратить бриф в лёгкий и увлекательный процесс. И покажем на реальных примерах, как квизы помогают вовлечь клиента, собрать нужную информацию и сделать общение лёгким и продуктивным для обеих сторон.
Что такое бриф, в чём разница между брифом, опросом и анкетой
Бриф — это деловой документ, который содержит основные требования и пожелания заказчика к проекту. Исполнитель спрашивает, заказчик отвечает и на основе ответов получается более чёткая картина клиентского запроса.
Часто бриф называют анкетированием или опросом. В целом, это синонимичные понятия. Но есть разница.
Вот таблица с основными различиями между брифом, опросом и анкетой для клиента:
☝ Опрос и анкета служат для сбора стандартной информации, часто поверхностной и по конкретным узким вопросам. Бриф включает в себя элементы опроса и анкетирования, его главная цель — получить глубокое понимание задач клиента и его ожиданий. Бриф формирует основу для детального обсуждения проекта и включает в себя не только факты, но и цели, и то, как сам клиент видит решение его задачи. Это не просто сбор данных, а начало диалога, направленного на успешное выполнение работы.
Зачем нужен бриф и кому он особенно пригодится
Бриф используется в тех сферах, где нет готовых решений клиентских задач, и каждый проект требует индивидуального подхода.
Например, это:
- Реклама и маркетинг — для разработки стратегий и создания рекламных кампаний используют бриф для агентства или маркетинговый бриф.
- Дизайн — от графического дизайна до разработки фирменного стиля и визуальных концепций.
- Веб-разработка — при создании сайтов, приложений и других цифровых продуктов.
- Продакшн и видеосъёмка — для планирования видеороликов, рекламных клипов и коммерческих фильмов.
- Архитектура и интерьерный дизайн — для создания проектов зданий и помещений по запросам клиента.
Что даёт бриф:
✅ Сокращение времени на дополнительные коммуникации
✅ Меньше правок
✅ Понятные сроки и бюджет
✅ Контроль над проектом
✅ Прозрачные договорённости
Здесь важно:
📌 Понять уникальные потребности клиента — ведь задачи могут сильно отличаться.
📌 Создать персонализированный продукт — например, дизайн сайта, рекламу или видеопродукт.
📌 Вести диалог с клиентом — чтобы согласовать детали и ожидания, так как универсального решения для всех не существует.
Брифование является частью деловых переговоров и помогает собрать важную информацию, которая не всегда очевидна для самого клиента.
Как вести деловые переговоры
Виды брифов
Брифы бывают трёх типов, в зависимости от готовности клиента к сотрудничеству.
Бриф-привлечение
На этапе знакомства с компанией мы можем узнать, что же нужно клиенту. Когда нужно собрать тёплые заявки, используем бриф на сайте виджетом. Например, клиент заполняет краткий опрос, который помогает собрать первичную информацию. Такой бриф помогает увеличить вовлечённость, конвертировать интерес в лид.
Пример от компании, которая занимается изготовлением косметики под торговой маркой заказчика. Клиент заходит на сайт, нажимает на кнопку «Получить предложение»
Клиент видит бриф и заполняет его
Далее клиент оставляет свои контакты, чтобы получить персональное предложение
Бриф-собеседование
Это формат, при котором клиент и исполнитель созваниваются, встречаются лично или онлайн и обсуждают проект. Во время собеседования уточняются цели, бюджет, сроки и прочее. Брифование помогает обеим сторонам глубже понять задачу и установить параметры дальнейшей работы.
Примерная повестка с ключевыми моментами для брифования клиентов
Бриф-согласование
Бриф нужен для фиксации деталей проекта после того, как стороны пришли к общему пониманию задачи. Клиент и исполнитель обсуждают, насколько хорошо каждая сторона понимает задачу и окончательно утверждают требования. Это помогает избежать разногласий в процессе работы и зафиксировать все нюансы на старте проекта. Часто такие брифы бывают официальными приложениями к договору.
Пример согласования брифа в переписке
Брифование может быть поделено на этапы, в зависимости от сложности и специфики проекта.
Сейчас компании стали использовать онлайн-опросники на этапе привлечения и знакомства.
💡 Кира Машина, эксперт Марквиз:
«Ко мне обратилась IT-компания, которая разрабатывает CRM под различные ниши. Одно из направлений этой компаний — CRM для риелторских агентств. Это технологически сложный продукт. Для оценки объёма необходимых работ, сотрудникам IT-компании необходимо получить очень подробную информацию о продукте, об ожиданиях, о потенциале развития этой системы в будущем от своего клиента. Квиз — отличный инструмент для этой задачи».
Разберём подробнее, как составить бриф.
Как создать бриф для новых клиентов
Чтобы создать бриф для новых клиентов, нужна информация, которая поможет максимально погрузиться в детали проекта и подобрать решение.
Какие вопросы задавать клиентам, что важно узнать на первом этапе
1. Общая информация о клиенте
— Название компании или имя клиента
— Контактная информация
— Сфера деятельности
2. Цели и задачи
— Какую проблему клиент хочет решить?
— Какие цели он хочет достичь с помощью вашего продукта или услуги?
3. Целевая аудитория
— Кто является основной целевой аудиторией?
— Какие у неё особенности (возраст, пол, интересы)?
4. Конкуренты (опционально)
— Кто ваши основные конкуренты?
— В чём их сильные и слабые стороны?
5. Сроки и бюджет
— Какие сроки для выполнения проекта?
— Какой выделен бюджет?
6. Предпочтения и требования
— Есть ли конкретные пожелания по дизайну, стилю или другим аспектам?
— Что для клиента является приоритетом (например, скорость, качество, оригинальность)?
7. Дополнительная информация
— Есть ли примеры, которые клиент хотел бы использовать как ориентир?
— Есть ли ограничения или особенности, которые важно учитывать?
Пример шаблона для брифования
Посмотрим, как процесс сбора информации от клиента выглядит на примере нашего готового брифа для маркетолога.
Если раньше клиенту нужно было оставить свои контакты, потом ждать письма или звонка от менеджера с коммерческим предложением и документом с брифом, то благодаря интерактивному брифу мы сразу захватываем внимание клиента и приступаем к брифованию и подготавливаем почву для дальнейших переговоров.
Клиент видит примерный план работы с компанией — заполняет бриф, получает коммерческое предложение и консультацию на 60 минут. Всё персонально под его проблему, никакой воды и траты времени.
Собираем общую информацию о клиенте:
Вопросы в брифе составлены максимально дружелюбно. Они простые и не вызывают у клиента отторжения
Клиент выбирает подходящий вариант, и далее внутри опроса настроено ветвление. Для каждого варианта — своё развитие логики опроса:
Слева следующий вопрос для тех, кто продаёт товары, справа — для тех, кто продвигает услуги. Тут важно задавать открытые вопросы, чтобы получить достоверную информацию от первого лица
Далее выясняем детали:
Вопрос про ценовой сегмент относится к базовым, но при этом поможет маркетологу подобрать релевантные кейсы, когда он будет готовиться к консультации
Узнаём, работал ли раньше клиент с маркетологами:
Этот вопрос поможет выяснить, с каким бэкграундом и с какими ожиданиями к нам пришёл клиент
Далее идёт внутреннее ветвление и в зависимости от ответа клиент видит разные варианты следующего вопроса.
Слева вопрос для тех, кто уже сотрудничал с маркетологом, справа — вопрос о команде
Переходим к целям и задачам клиента:
В брифе важно оставлять пространство для открытых ответов, чтобы клиент мог описать задачу своими словами. Поэтому в вопросе есть поле для своего варианта ответа
Собираем информацию о конкурентах:
Этот вопрос опциональный: клиент может по желанию добавить ответ или пропустить
Следующий вопрос касается бюджета кампании:
Тут мы задали рамку, потому что вопрос бюджета часто вызывает сложности в оценке
И напоследок, вопрос о том, в каком формате клиент хочет получить консультацию:
В этом вопросе мы даём клиенту понятные варианты дальнейшего взаимодействия
Как установить бриф на сайт или страницу в соцсетях
Технические вопросы по установке брифа на сайт — в нашей базе знаний.
💡 Как встроить квиз в тело сайта?
Тут поговорим про оформление и покажем на примерах, как выглядит бриф-знакомство.
Например, на сайте дизайн-студии клиент может перейти к заполнению брифа по кнопке «Заказать проект». Далее он заполняет квиз и отправляет свои контакты через форму обратной связи.
Можно создать такой бриф и с помощью Марквиз. Если есть готовые вопросы, то сборка займет около двух часов, даже если вы новичок в маркетинге и не умеете программировать.
Если нет сайта, бриф оформляем ссылкой в соцсетях, где мы ведём активную деятельность. Например, маркетолог, который ведет канал на Youtube, разместил ссылку на бриф в разделе «О канале»:
Другой пример — бриф для хоумстейджера. Хоумстейджеры продвигают новый и сложный для рынка продукт — профессиональную подготовку недвижимости к продаже или аренде. Их задача — создать привлекательный интерьер, который увеличивает шансы на быструю сделку и более выгодную цену. Наш хоумстейджер снимает видеообзоры квартир, которые подготовил к сдаче, показывает результат своей работы на реальных объектах. В описании к видео он разместил ссылку на бриф, чтобы потенциальные клиенты могли легко связаться и получить свои предложения.
Ссылка размещена просто текстом с пояснением, что это форма заявки
Клиент переходит по ссылке и заполняет бриф:
Бриф подписан и продублированы данные хоумстейджера
Как сегментировать новых клиентов и отсеивать нерелевантных
Сегментация клиентов — важный шаг для того, чтобы правильно распределить ресурсы и предложить каждому клиенту наилучший сервис.
Когда мы используем квиз-бриф, это позволяет чётко сегментировать аудиторию по различным критериям.
Вот несколько основных категорий для сегментации:
1. По бюджету
Вопросы о бюджете помогают понять, насколько клиент готов к вложениям. Если бюджет значительно ниже нашего минимального порога, стоит пересмотреть возможности сотрудничества или даже отказаться от него.
2. По целям и задачам
Если клиент не понимает свои цели или предлагает задачи, не связанные с нашими услугами, это повод задуматься. В некоторых случаях можно предложить дополнительные консультации, но если запрос не соответствует нашему профилю, лучше не браться за проект.
3. По срочности
Клиенты с нереалистичными сроками могут знатно потрепать нам нервы. Важно заранее выяснить, насколько их ожидания по срокам соответствуют нашим возможностям.
4. По заинтересованности и готовности к сотрудничеству
В брифе-знакомстве можно понять, насколько клиент вовлечен в процесс. Те, кто отвечает поверхностно или уклончиво, могут не быть настроены на долгосрочное или серьезное сотрудничество.
5. По масштабу проекта
Иногда клиенту нужно что-то слишком мелкое или, наоборот, слишком масштабное для нашей команды.
Квиз-бриф не только упрощает сбор информации, но и даёт возможность отсекать тех клиентов, которые не готовы или не подходят по ключевым параметрам, что экономит время и ресурсы.
Дальнейшие шаги: что делать после брифа
Когда клиент заполнил бриф, у нас на руках уже есть основная информация для начала работы.
Так выглядит заявка — карточка ответов в брифе
Это лишь первый шаг на пути к успешному проекту. После того как мы сегментировали клиентов и получили ответы, важно перейти к следующему этапу — налаживанию более глубокого делового общения.
Для этого выполняем следующие шаги:
1. Готовимся к разговору с клиентом и анализируем полученные данные. Внимательно изучаем ответы. Так первая встреча уже не будет вхолодную, потому что квиз собрал данные для более предметного разговора. На их основе можно подготовить персонализированное предложение и уточнить детали, которые требуют дополнительного обсуждения.
🎀 Все данные, собранные через квиз-бриф, автоматически попадают в CRM, где менеджеры могут сразу с ними работать. Это упрощает анализ и позволяет быстро реагировать на запросы клиентов.
Если у вас есть своя CRM-система, то можно настроить интеграцию с Марквиз, а если нет — в конструкторе заявки удобно систематизируются по системе канбан
Подробнее читайте в статье Обновлённая CRM-система
2. Созваниваемся или проводим личную встречу. Ни один инструмент не заменит живое общение. Важно встретиться с клиентом или созвониться, чтобы обсудить проект более детально, уточнить нюансы.
3. Переговоры и обсуждение проекта. Этот этап помогает согласовать условия работы, окончательно определить сроки, бюджет и формат сотрудничества.
☝ Как ускорить согласование, рассказываем в статье ЛПР — лицо, принимающее решение
Заключение
Сегодня, благодаря квизу-брифу, компании могут получать важную информацию от клиента уже на этапе заявки. Это позволяет выйти на первый созвон с подходящим и точным предложением.
Воспользуйтесь готовым шаблоном в личном кабинете Марквиз — просто зарегистрируйтесь и адаптируйте шаблон под свои задачи.