Продукт
Медиа
Функционал
Шаблоны
Тарифы
Мы в Марквиз — фанаты темы вопрошания. Чтобы разобраться в этой области, мы собрали специальный гайд для предпринимателей и маркетологов, где категоризировали 24 техники вопрошания для решения бизнес-задач — от глубокого анализа до генерации идей. В гайде «100 миллионов лидов» мы рассмотрим вопрос не в качестве общего явления, а с точки зрения процесса обмена продукт-покупатель. Нам ведь интересен результат, чтобы покупатель захотел пользоваться продуктом. Давайте разбираться.
В прошлом модуле мы вывели два важных тезиса, которые понадобятся для понимания роли вопросов:
1. Ценность живет в восприятии покупателя.
2. Ценность можно отразить формулой, где мотивация человека к покупке высока в том случае, если у него есть неразрешённый конфликт, есть вера в успех и нет необходимости тратить много времени и усилий на достижение желаемого.
Хорошо, а где здесь вопрос? Вопрос может и не быть формально озвученным, когда речь идёт о самостоятельной покупке в интернете, но он существует в сознании покупателя, который постоянно соотносит желаемое с действительным и то, что предлагает ему продукт в качестве решения своего конфликта.
Примечание от автора: Здесь хочется сделать небольшое отступление и изложить свою позицию относительно экономических теорий, которые утверждают, что люди действуют как рациональные агенты и всегда выбирают самое выгодное предложение цена-качество. Я с этим категорически не согласен, и мы в команде неоднократно на собственном опыте видели, что покупают чаще всего не из рациональных соображений. Покупка — это всегда эмоция, «момент веры», и только потом человек рационализирует свой выбор. Мы рекомендуем на время расстаться с очередным ментальным полуфабрикатом о рациональности покупателей.
В голове покупателей нет точного калькулятора, скорее это баланс-борд, где определённые аргументы сдвигают вес в сторону покупки.
Что конкретно происходит в голове покупателя, когда он воспринимает продукт? Есть несколько ключевых вопросов:
Цена стоит на последнем месте, потому что это относительная вещь. При сильном конфликте она вообще может не иметь значения, настолько покупателю «горит» решение проблемы. За возражением «дорого» чаще всего стоит непонимание ценности продукта, а не сумма в рублях.
Сейчас я временно введу новую роль продавца в процессе обмена покупатель-продукт, чтобы показать, как хорошие вопросы управляют восприятием ценности. Хороший продавец использует вопросы, чтобы:
Профессиональный продавец всегда стремится понять клиента, и для этого он задаёт вопросы. Для начала он фиксирует факты-характеристики покупателя, чтобы понять, к какому сегменту он относится. Например, покупатель — новоиспеченный директор по маркетингу. Затем он доходит до сути конфликта, например: «СЕО говорит, что лиды холодные, половина бюджета потрачена, назревает конфликт с менеджером», и намеренно начинает «растягивать резинку конфликта» между желаемым и действительным, а именно: расширяет картину мира покупателя в будущее, чтобы вскрыть боль нерешённой проблемы или радость в случае успешного разрешения. Этот метод называется спин-продажами.
Метод SPIN — это техника продаж, разработанная Нилом Рэкхэмом, которая ориентирована на задавание вопросов, чтобы выявить конфликт покупателя и помочь ему вербализировать, что ему нужно. Аббревиатура SPIN расшифровывается как четыре типа вопросов: Situation (ситуационные), Problem (проблемные), Implication (импликационные) и Need-Payoff (выгодные). Метод активно используется в B2B-продажах, но его можно адаптировать и для цифровых продуктов в разных нишах.
Теперь вы понимаете почему метод SPIN Рэкхэма пользуется такой популярности у продавцов. Метод базируется на конфликте (хоть выражается это другими словами) между желаемым и действительным и помогает увидеть бенефиты решения.
Итак, мы увидели, что человек неизбежно задаётся вопросами относительно продукта, неважно, делает ли он покупку самостоятельно в интернете или с помощью менеджера по продажам. Нюанс в том, управляете ли вы этим процессом? Чтобы добиться результатов в лидогенерации, мы рекомендуем взять вопросы в свои руки и сделать диалог с покупателем управляемым.
Если чек высокий, вы можете позволить себе продавца. Если вы продаете товары или цифровой продукт, вы должны уметь продавать без живого общения.
Для этого мы создали Марквиз. Марквиз автоматизирует диалог продавец-покупатель, сегментирует и предлагает покупателю именно то, что ему нужно. Философия нашего продукта построена на базе вопросов. Мы верим, что за счёт хороших вопросов и понимания собственной ценности бизнес способен навигировать мир покупателя, вовлечь его и сделать предложение, от которого невозможно отказаться.
Использовать квизы для лидогенерации просто: представьте, что вы продаете вживую, задавайте вопросы, чтобы сегментировать покупателя, найдите его конфликт, узнайте, когда и каким образом он хочет решить свою проблему, и в конце предложите решение.
Не нужно использовать вопросы ради вопросов. Магия квиза в целевых вопросах, которые ведут человека по его интересам и помогают увидеть и самостоятельно убедиться, что с вами он найдёт решение.
За счёт вопросов вы сегментируете людей по степени готовности к покупке. Это нормально, что не все готовы принимать решения сейчас: у людей разная степень созревания ключевого конфликта. Бывают люди, которые просто «интересуются», и это не значит, что им не нужен продукт вообще, — это значит, что им не нужен продукт сейчас. Есть два метода работы с ними:
Тех, кто просто интересуется, — большинство. За счёт продуманной серии писем или постов, где вы отвечаете на ключевые вопросы покупателя и показываете успешные кейсы, вы сможете заметно увеличить количество продаж. Помните про ключевые вопросы, которые влияют на баланс-борд принятия решения: за счёт точной коммуникации вы сможете перевесить баланс в сторону покупки, либо дождитесь, когда конфликт созреет самостоятельно.
Автор — Максим Кожокару
Редактор — Ольга Аргышева