На рынке почти нет уникальных товаров. Покупатели выбирают из десятков одинаковых продуктов. Как сделать так, чтобы покупатель взял именно ваш товар? Можно продвигать бизнес, давать рекламу и расширять ассортимент. А можно — кастомизировать продукт. В статье рассказываем, что такое кастомизация, зачем она нужна бизнесу, и где используется.
Определение кастомизации
Кастомизация — это изменение продукта под предпочтения покупателей. Кастомизировать можно физические товары и онлайн-продукты. Покупатели сами решают, каким будет их продукт.
Кастомизацию часто путают с персонализацией — изменением продукта на основании данных от клиента.
Кастомизировать — значит предложить покупателю возможность изменить продукт по своим предпочтениям. А персонализировать — менять продукт под конкретного клиента или узкого сегмента.
Почему кастомизация важна для бизнеса
Для клиентов кастомизация — это шанс получить уникальный продукт, «не как у всех», или более удобный. Для бизнеса она открывает ряд преимуществ:
Помогает отстроиться от конкурентов. Кастомный продукт отличается от продуктов конкурентов, люди охотнее его покупают.
Увеличивает удовлетворенность клиентов. Покупатели видят заботу в кастомизации: бренд создал вещь специально для них.
Повышает продажи. Довольные клиенты охотно делятся информацией с друзьями. Продукт становится популярным в социальной группе, продажи растут.
Позволяет собрать личную информацию у клиентов. Кастомизация позволяет узнать больше о клиенте и его задачах. Бренд базовой одежды может предложить кастомизацию и узнать, что базовая одежда больше не востребована.
Повышает лояльность к бренду. Клиенты эмоционально привязываются к компании — ведь продукт даёт им возможность выразить себя.
Расширяет ассортимент. Вместо того, чтобы придумывать новые продукты и выводить их на рынок, компания создает разные вариации основного популярного продукта. Например, ботинки с разным цветом шнурков и фурнитуры.
Примеры кастомизации у крупных компаний
Чтобы не быть как все, люди меняли обычные вещи: варили джинсы, украшали блузы вышивкой, вешали значки на сумки. Вскоре бизнес начал предлагать эти услуги, не дожидаясь экспромта от покупателей — случилась массовая кастомизация.
Например, компания Coca-Cola в 2012 году выпустила на российский рынок бутылки с самыми распространенными именами. Покупателям идея понравилась: продажи выросли на 2,5%.

Бутылки Coca-Cola с именами
Бренд Levi’s запустил работу ателье в магазинах по всей Америке. В Tailor Shop можно украсить купленную вещь аксессуарами, нашивками и декоративными элементами.

Кастомизация джинсов: заплатки, кружевные элементы и контрастные заклёпки
Компания Nike предлагает сервис Nike By You, который позволяет покупателям создавать кроссовки с индивидуальным дизайном. Можно выбрать цвет каждой детали, материал и даже добавить персональную надпись.

Жёлтые точки показывают, что можно кастомизировать в бутсах: цвет ткани и подошвы, заливку и окантовку логотипа, цвет воротника и шнурков. На самих бутсах клиент может нашить своё имя или номер игрока
Где используют кастомизацию
Кастомизацию используют в традиционной розничной торговле и в цифровых продуктах. Рассмотрим обе сферы подробнее.
Физические товары
Изначально кастомизировали только физические товары: одежду, украшения, обувь и аксессуары. Это сложный процесс — нужно как минимум запустить производство заготовок и нанять работников, которые будут приводить продукт к виду, который захотел клиент.
Например, бренд Pandora на сайте сделал конструктор браслетов. Клиент выбирает основу и украшения. Потом этот браслет собирают вручную и отправляют покупателю.

На браслет можно набрать разные шармы Pandora и выбрать застёжку
«Мастерская гор» предлагает кастомизированную одежду — причем для сбора предпочтений клиента компания использует квиз. Каждый вопрос касается параметров будущей одежды: формы капюшона, вида ткани, цвета окантовки, и других. Некоторые параметры можно описать текстом или загрузить картинку-эскиз.

После прохождения опроса клиент может отправить индивидуальный эскиз на свой номер в WhatsApp, Telegram или VKontakte
Цифровые продукты
В цифровых продуктах кастомизация проще и дешевле, чем в физических товарах. Здесь не нужно менять производственные процессы или держать большие склады — достаточно изменить программный код. Именно поэтому кастомизация так распространена в digital-сфере.
Например, в интернет-магазинах покупатели могут настроить дизайн цифрового подарочного сертификата — его внешний вид, картинку и подпись. В мессенджерах можно создавать свои стикеры из фотографий и картинок.
Что можно кастомизировать в онлайне
Можно кастомизировать хоть весь продукт целиком. Так делают мобильные операторы: покупатель выбирает нужные пакеты услуг для тарифа. Например, подключает только мобильный интернет и СМС, если не звонит часто.
Чаще всего можно кастомизировать два параметра:
Услуги — можно выбрать одну из подписок на сервис, с разным сроком и набором функций.
Интерфейс — можно настроить дизайн внешнего вида сервиса или IT-инструмента в любимых цветах или по брендбуку своей компании, включить светлую или тёмную тему, изменить расположение окон и кнопок.
Что нужно для правильной кастомизации товаров и услуг
Чтобы успешно внедрить кастомизацию, нужно учесть два ключевых момента:
Разработать понятный и удобный интерфейс, который позволит клиентам легко вносить изменения.
Предоставить достаточно широкий выбор опций, но не перегружать пользователя излишними деталями.
В пример покажем Марквиз, конструктор маркетинговых квизов. В отличие от обычных форм и опросников, квизы в Марквиз можно кастомизировать по разным параметрам:
— своя дизайн-тема
— свой OpenGraph для ссылки
— скрытие логотипа Марквиз
— свой текст кнопок
— кастомная политика конфиденциальности
💡 В Марквизе можно выбрать любой из 300+ готовых шаблонов маркетинговых квизов и адаптировать под свою задачу.
Как кастомизировать готовый шаблон квиза в Марквизе
1. Выбрать подходящий шаблон в галерее. В личный кабинет переходить не нужно — посмотреть и пройти квиз можно прямо в здесь.

Пример готового шаблона по выбору подушки
2. Скопировать шаблон. Чтобы квиз появился в личном кабинете, нужно зарегистрироваться в панели Марквиз. Вы получите 10 бонусных заявок и возможность создавать неограниченное количество квизов на бесплатном тарифе.
Так выглядит скопированный шаблон в панели Марквиз:

Последовательно можно кастомизировать стартовую страницу, вопросы, результаты, форму контактов и страницу «Спасибо»
3. Кастомизировать шаблон. Если структура квиза устраивает, то нужно добавить только актуальные ссылки, бонусы и скидки за прохождение квиза. Но можно полностью поменять стиль и содержание. Например, компания продаёт не подушки, а одеяла:
.jpg)
В настройках дизайна можно выбрать цвет фона и текста, расположение кнопки, стиль, шрифт, вид анимации и цвет кнопки.

Недавно в Марквизе появилась опция изменения масштаба квиза. В зависимости от задачи элементы — картинки и текст можно увеличить или уменьшить.
Главные мысли
- Кастомизация — это изменение продукта под потребности клиента. Кастомизировать можно и физические продукты, и информационные.
- Кастомизация позволяет бизнесу отстроиться от конкурентов, повысить лояльность клиентов к бренду и повысить продажи.
- Кастомизация создаёт эмоциональную привязанность к бренду.
- Клиенты ценят индивидуальный подход и готовы платить больше за персонализированные решения.
- Для кастомизации нужно предоставить клиентам право выбора: они должны сами решать, каким будет итоговый продукт.
💡 Квиз можно быстро кастомизировать под свои задач. Дарим 10 бонусных заявок за регистрацию.