Юнит-экономика — метод и способ расчёта прибыльности компании с помощью юнита (от англ. unit — «единица измерения»), единицы бизнеса. Юнитом может служить: продукт или услуга, клиент, а может, целая рекламная кампания.
В бизнесе важны цифры и точный подход, измерения и анализ показателей, а не предсказания и гадания. Свежая голова + юнит-экономика + наша статья помогут разобраться, как посчитать всё и на что обращать внимание. Рассказали, кому подойдёт, какие задачи решает и что даёт юнит-экономика.
Кому необходима юнит-экономика
Всем.
Главная цель любого бизнеса — приносить прибыль. И не важно, что вы продаёте: товары, услуги или что-то супернеобычное, без юнит-экономики вы не обойдётесь.
Особенно актуальна она для следующих типов бизнесов:
- Интернет-магазины. С помощью формул можно рассчитать себестоимость товара, доход на каждого покупателя и определить, какие товары являются наиболее выгодными для продажи.
- Сервисные компании. Здесь правильно рассчитанная юнит-экономика покажет, какая должна быть стоимость оказания услуги и какие из ваших предложений приносят больше всего прибыли.
- Бизнесы, где продажи идут через мессенджеры и аккаунты в социальных сетях. Юнит-экономика, как микроскоп в руках учёного, покажет, где вы сливаете бюджет зря, а где стоимость нового клиента сильно ниже.
Зачем нужна юнит-экономика
Юнит-экономика — это не волшебный инструмент, это как рецепт по приготовлению сложного блюда: вы сразу видите, сколько каких ингредиентов нужно взять, чтобы получилось вкусно. А в бизнесе вы сразу видите, какая маржинальность будет в результате.
Юнит-экономика помогает:
- оптимизировать расходы;
- найти способ увеличения прибыли;
- разработать стратегию развития бизнеса и наметить главные цели;
- выбрать наиболее перспективные направления и более точно представлять курс, куда вести бизнес;
- понять, какие факторы влияют на успешность и рост компании;
- сравнить эффективность разных бизнес-моделей, рассчитать более прибыльную;
- масштабироваться;
- прогнозировать, насколько быстро окупятся инвестиции в стартап или новое направление работы компании;
- определить более платящие сегменты и группы целевой аудитории.
Юнит-экономика очень пригодится, когда вы только начинаете новый бизнес или хотите развивать своё дело. Она поможет наглядно увидеть все слабые и сильные стороны, эффективность каналов продвижения и разработать финансовую модель.
Также важно считать юнит-экономику проекта, когда вы хотите открыть бизнес по франшизе или являетесь инвестором. А если вы продаёте франшизу, то готовый расчёт юнит-экономики и анализ рынка станут приятным бонусом для ваших будущих франчайзи.
Какие метрики важны в юнит-экономике
Главное преимущество юнит-экономики в том, что она позволяет разбить бизнес на отдельные части и анализировать их отдельно, это помогает лучше понимать и оптимизировать работу бизнеса.
Представьте, у нас стартап, мы продаём пирожные на заказ. Нам интересно, какая маржинальная прибыль с каждого пирожного, поэтому выбираем в качестве юнита одно пирожное. Дальше для расчёта узнаём себестоимость одного продукта. Себестоимость включает в себя два вида расходов:
В юнит-экономике мы можем ориентироваться только на переменные расходы и не учитывать постоянные, или принимать в расчёт и те, и другие. Обычно постоянные в юнит-экономике не учитываются.
Например, определяем цену, которую хотим получить за одно пирожное. Если цена продажи больше себестоимости, то получаем маржу. Например, если себестоимость одного пирожного составляет 50 рублей, а цена составляет 100 рублей, то наша маржа составит 50 рублей. Юнит-экономика плюс-минус сошлась, всё хорошо.
На первый взгляд, просто. Но когда дело касается реального бизнеса, в итоге вылезают разные спорные вопросы, а как правильно считать и что вообще учитывать. Для более точного ответа используем метрики юнит-экономики.
Юнитов много, поэтому и метрик для подсчёта юнит-экономики тоже достаточно разных. Возьмём 11 базовых метрик, чтобы:
- понимать, сколько вложено или нужно вложить денег;
- посчитать, сколько смогли заработать или составить прогноз, сколько должны заработать.
Дополнительно ещё понадобится две:
UA (User Acquisition) — число всех пользователей, которые перешли по ссылке и оказались на вашем сайте.
APC (Average payment count) — значение, которое покажет, сколько в среднем было сделок, покупок, оказано услуг. Рассчитывается за определённый период, например, неделю, 10 дней, месяц, полгода или год.
Примечание о пользователях и клиентах
Чтобы не путать ARPU и ARPC, объясним маркетинговую разницу между словами user (пользователь) и customer (клиент).
Пользователь — это тот, кто пробует ваш продукт, но ещё не купил его.
Клиент — этот тот, кто купил продукт.
Например, в Марквизе можно собрать и тестировать квиз в течение двух недель по всему функционалу бесплатно. Когда пользователь решает платно подписаться по одному из тарифов, он становится клиентом Марквиз. В момент повторной оплаты при продлении подписки клиент переходит на уровень постоянного клиента.
👉 Сначала посчитайте доход с одного клиента — ARPC. А потом уже сможете узнать, какой оказался доход с юзера или пользователя — ARPU.
Не пугайтесь, если ещё ничего не понятно: как применить остальные метрики — ищите в следующем разделе. Мы разбили статью на юниты: что, кому, зачем и как 😁
Метрики unit-экономики с формулами
Составили табличку основных и дополнительных метрик, чтобы сэкономить время на поиск и расчёт, разложили по терминам и формулам:
По двум метрикам у нас есть подробные статьи:
💡 Если интересно отдельно почитать про метрики:
САС, сколько стоит привлечь пользователя
СРА, как работать с метрикой и моделью оплаты за целевое действие
По нескольким пройдёмся здесь внимательнее, возьмём лупу и посмотрим метрики COGS, ARPC, ARPU, ARPA с примерами.
Считаем COGS, общую себестоимость
COGS — это сумма расходов, связанных с производством и продажей товара или услуги. Она включает в себя материалы, трудозатраты, оборудование, расходы на транспортировку и т. д.
Формула:
Пример расчёта себестоимости: есть компания, которая производит телефоны. Они стоят компании $100 за штуку для производства. За месяц компания продала 500 телефонов. Себестоимость для каждого телефона составляет $100, а количество проданных телефонов — 500. Тогда себестоимость равна: COGS = $100 * 500 = $50,000.
Когда удобно использовать эту метрику: розничным магазинам, компаниями с собственным производством, интернет-магазинам.
Расчёт себестоимости часто берут b2b-бизнесы для продвижения своих услуг. Вот так с помощью квиза можно рассчитать себестоимость производства пакетов:
➕ Чуть (сильно) больше про b2b-бизнес рассказываем в этой статье
Считаем ARPC, доход от клиента
ARPC — это сумма, которую компания зарабатывает с каждого клиента. Этот показатель помогает оценить средний чек и понять, сколько денег компания зарабатывает с одного клиента.
Формула:
Пример расчёта: есть компания, которая за месяц привлекла 100 клиентов и заработала $10,000. Тогда доход на клиента равен: ARPC = $10,000 / 100 = $100.
Когда удобно использовать эту метрику: важно узнать средний чек, продаёте услуги, а не товары, есть общие закупки для всего бизнеса. Например, салон красоты, автомастерская.
Считаем ARPU, доход от пользователя
ARPU — это сумма, которую компания зарабатывает от каждого пользователя. Этот показатель помогает оценить, сколько денег компания зарабатывает с одного пользователя.
Формула:
Пример расчёта: есть компания, которая за месяц привлекла 1,000 пользователей и заработала $10,000. Тогда доход на пользователя равен:
ARPU = $10,000 / 1,000 = $10.
Когда удобно использовать эту метрику: e-com, любой бизнес, продвигаемый в интернете.
Считаем ARPA, доход от одного пользователя, и учитываем расход на рекламу
ARPA — название метрики говорит само за себя. С помощью этого показателя вы увидите, насколько эффективно работает рекламная кампания.
Формула:
Пример расчёта: есть компания, которая за месяц привлекла 1,000 пользователей, заработала $10,000, а рекламные расходы составили $2,000. Тогда доход на пользователя с учетом рекламы равен:
ARPA = ($10,000 - $2,000) / 1,000 = $8.
Если ARPA окажется отрицательной, то бизнес в убытке и нужно пересматривать рекламную кампанию.
Как рассчитать маржинальную прибыль с помощью юнит-экономики
Формулы посмотрели, изучили все варианты, но зачем они вообще нужны? С их помощью можно посчитать маржинальную прибыль. Это разница между выручкой и себестоимостью.
То есть мы посмотрели, сколько заработали за определённый период, по формуле выше посчитали COGS, из первого вычли второе и получили маржинальную прибыль. Всё.
Предположим, вы продаёте велосипеды на маркетплейсе. У вас нет своего производства, но есть поставщик. Чтобы посчитать маржинальную прибыль, надо:
- Посчитать прибыль за определённый период.
- Посмотреть, сколько вы потратили на закупку велосипедов и на рекламу на маркетплейсе.
- Вычесть одно из другого.
Модели юнит-экономики
От выбора метрики зависит то, какая у вас будет модель юнит-экономики. Углубляться не будем, но расскажем про два ключевых способ рассчитать эффективность бизнеса. Для этого вам понадобится транзакционная или клиентская модель. Чем они различаются?
Транзакционная модель
В основе метода: каждая отдельная сделка или транзакция.
Для расчёта нужно учитывать: стоимость производства и продажи каждого товара или услуги.
Идеально подойдёт для: интернет-магазинов, автомастерских, других разовых услуг.
Клиентская модель
В основе метода: каждый отдельный клиент.
Для расчёта нужно учитывать: стоимость на привлечение и удержание каждого клиента.
Идеально подойдёт для: салонов красоты, клининговых компаний, сервисов, которые предоставляют услуги по подписке.
Этапы для расчёта юнит-экономики
Чтобы посчитать юнит-экономику, нужно сделать четыре достаточно простых шага. С их помощью вы увидите свой бизнес насквозь даже без рентгеновских очков.
Этапы:
- Определить единицу или юнит вашего бизнеса.
- Посчитать его стоимость.
- Посчитать доход. Важно узнать не общий доход, а сумму, которую вы получите с юнита и пользователя.
- Ответить на ключевые вопросы бизнеса.
Разберём каждый из этапов более детально.
1 этап. Определяем бизнес-юнит
Шаг один — определиться с системой координат. Помните, как на уроках по математике в школе рисовали графики, и надо было указать, а что вообще означают оси координат на нашем графике. Так и здесь, нужно найти отправную точку и понять, что мы берём за мельчайшую единицу бизнеса, что пишем на оси X или оси Y.
Бизнес-юнитом может быть:
- отдельный товар
- услуга
- пакет услуг
- абонемент
- подписка на сервис
- реклама
2 этап. Считаем стоимость юнита
Юнит определили, теперь как на кассе в продуктовом, нужно пробить его сканером и узнать как можно точнее первоначальную стоимость. Здесь важно учесть все расходы на производство, на продвижение и на всё-всё.
3 этап. Считаем доход с юнита и пользователя
Посчитали, сколько мы тратим, теперь считаем, сколько зарабатываем с каждого юнита. Можно использовать одну из двух метрик: доход на клиента (ARPC) и доход на пользователя (ARPU).
4 этап. Размышляем и анализируем на тему основных бизнес-вопросов
Когда расчёты закончились, надеваем костюм менеджера-философа и начинаем рассуждать: а в чём смысл жизни бизнеса. Вы анализируете цифры, полученные на втором и третьем этапах, и находите ответы на самые разные вопросы:
❓ сколько стоит привлечение одного клиента;
❓ сколько нужно продаж, чтобы окупить расходы на маркетинг;
❓ какую маржу вы получаете с каждой продажи;
❓ какую стратегию развития бизнеса лучше выбрать для масштабирования;
❓ какие продукты способны привести больше пользователей и конвертировать их в клиентов;
❓ где бизнес теряет в доходах;
❓ в каком сегменте прибыль ниже затрат;
и так далее.
Что делать, чтобы компания приносила больше прибыли
Юнит-экономика позволяет увидеть узкие места в работе компании, понять, какие товары приносят прибыль меньше и какая реклама забирает больше всего средств. Каждая из метрик прольёт свет на разные проблемы в работе бизнеса:
- COGS покажет, если себестоимость слишком высокая. Значит, надо искать новых поставщиков, менять бизнес-процессы или отказываться от производства конкретных продуктов.
- ARPC покажет, если средний чек слишком маленький. Вы можете подумать, какие допродажи вы можете сделать. Сценарий использования: у вас автомастерская, и вы понимаете, что средний чек слишком маленький. Можно предложить новую услугу — забрать и привезти машину владельцу.
💡 Подробнее про апсейл и как повысить средний чек — по ссылке в статье
- ARPU покажет, как работает ваши каналы продаж и насколько высокая конверсия. Например, вы увидите, что на сайт заходит много посетителей, но только 1% оставляет заявки. Вот так юнит-экономика подсветила узкое горлышко.
💡 Мы рекомендуем использовать квизы, чтобы увеличивать конверсию сайтов до 6-50% (зависит от ниши). Как сделать эффективный квиз, читайте здесь
- ARPA в сравнении с ARPU покажет эффективность рекламы и подскажет, надо ли менять креативы или кампания приносит максимально возможный результат.
Где можно допустить ошибку
Юнит-экономика — достаточно понятный инструмент, который поможет посчитать эффективность бизнеса, но и здесь легко можно допустить ошибку. Чаще всего при расчёте многие начинающие предприниматели предпочитают учитывать только прибыль и расходы своего бизнеса в целом, и так попадают в ловушку. На самом деле, нужно выбирать конкретный канал продвижения, конкретный продукт и рассчитывать прибыль в каждом случае отдельно.
Иначе получится каша из всего на свете, и выводы будут совсем некорректными.
Другая ошибка встречается реже, но всё равно её периодически допускают: иногда люди забывают учесть налоги и сборы, зарплаты сотрудников, транспортные или логистические расходы. Обычно об этом забывают на этапе запуска нового продукта.
Шаблон для расчёта юнит-экономики
Можно делать все расчёты самостоятельно: на бумаге или в гугл-таблицах, а можно использовать сервисы-калькуляторы. Вот несколько из них:
- ue.jet.style
- qmedia.by
Достоинства и недостатки юнит-экономики
Юнит-экономика — это не единственное решение для оценки эффективности бизнеса. И у неё есть свои сильные и слабые стороны. Начнём со вторых.
Недостатки юнит-экономики:
- Этот подход учитывает только финансовые показатели. Однако удовлетворённость клиентов, репутация бренда, новостная повестка и другие нефинансовые факторы и погодные условия остаются за скобкой, хотя без них сложно прогнозировать развитие компании.
- Расчёт юнит-экономики требует наличия достаточно большого объёма данных. Чтобы получить точные результаты, необходимо иметь информацию о стоимости каждого юнита, о доходе с каждого юнита и пользователя, а также о расходах на создание и поддержку юнита. Для некоторых компаний сбор этой информации может быть сложным и трудоёмким процессом.
Преимущества юнит-экономики:
- Этот подход позволяет разбить бизнес на отдельные части и анализировать каждую из них. Это помогает выявить узкие места и улучшить результаты бизнеса.
- Можно оценить эффективность рекламных кампаний.
- Точные данные и проценты, правила расчёта юнитов дают базу для бизнес-стратегий, помогают строить реалистичные планы развития бизнеса, а не действовать наугад.
Юнит-экономика — это не панацея, а полезный инструмент, который позволит подсветить все слабые места в бизнесе и выбрать стратегию увеличения прибыли.
Про роль квиза в юнит-экономике 😇
Квиз может быть отдельным юнитом как канал продвижения и привлечения клиентов. Если правильно настроить квиз, то отношение затрат к количеству и стоимости привлечённых клиентов приятно удивит.
Например:
В нише недвижимости целевой лид со стоимостью меньше 4000 рублей — смотрите подробности в кейсе продвижения ЖК комфорт-класса
В нише авто привести лидов за 100 рублей— читайте в кейсе производителя авточехлов